Изготовление лодки из эпоксидной смолы своими руками.
1. В качестве основного материала для изготовления лодки нами использовалась березовая фанера 6 мм марки ФСФ. После анализа трудозатрат и стоимости материалов был заказан готовый шаблон, выполненный на станке ЧПУ по прилагающемуся ниже чертежу, на 4-х листах фанеры размером 1220х2440 мм. В итоге стоимость уже выпиленных деталей оказалась чуть выше стоимости материала, при этом такой подход позволил сэкономить массу времени и значительно упростить процесс.
2. В качестве рабочей поверхности используем два поддона, застеленные плёнкой.
3. Наносим разметку для отверстий под проволоку по периметру деталей дна будущей лодки с промежутками 13–15 и на расстоянии 7–9 мм.
4. Просверливаем сквозные отверстия согласно нанесенной разметке с помощью дрели-шуруповёрта
5. Скрепляем детали дна лодки между собой при помощи вязальной проволоки (диаметр 1,2–2 мм) и пассатижей, продевая небольшие куски проволоки в отверстия и скручивая их концы.
6. Аналогичным способом скрепляем друг с другом детали бортов.
7. Прикрепляем транец к днищу.
8. Соединяем готовые борта с днищем и транцем, начиная с задней части. Для этого устанавливаем поочередно несколько скрепок с одной стороны, потом с другой примерно до половины днища. Далее связываем до конца один борт с днищем, затем другой, и только затем связываем левый и правый борта в носовой части.
Важно: при соединении деталей вязальную проволоку не нужно сразу скручивать с усилием. Узлы можно будет подтянуть после того как изделие примет правильную форму.
9. Примеряем и устанавливаем на свои места шпангоуты, после чего пришиваем их к бортам проволокой. Крепежные отверстия на бортах должны располагаться не более чем в 5 мм края шпангоута. Это позволит в дальнейшем скрыть проволоку в галтелях.
10. Готовим состав для формирования эпоксидных галтелей* на внутренних швах лодки. Для этого используем смолу ЭД-20, отвердитель и наполнитель аэросил, который добавляется в готовый компаунд для снижения его текучести. Количество загустителя и компаунда по объему должно быть одинаковым.
Галтели формируются с помощью пластиковой карты. В результате должен образоваться сплошной выступ шириной 15 мм и высотой 5 мм на всех внутренних швах. После этого выдерживаем заготовку в течение двух дней до полного затвердевания компаунда.
*Эпоксидная галтель –шов, формируемый из компаунда на внутренних и внешних ребрах деталей и обеспечивающий их прочное соединение между собой.
11. После затвердевания внутренних галтелей переворачиваем заготовку и откусываем связывающую детали проволоку таким образом, чтобы её концы оказались вровень с корпусом. При необходимости выступающие концы стачиваем напильником или заколачиваем в корпус. После этого формируем галтели уже на всех наружных швах.
12. Нарезаем стеклоткань т-11 полосами шириной 15 см, используя рейку и канцелярский нож. Из 4-х метров стеклоткани получилось 7 длинных полосок.
13. Отмеряем и нарезаем лоскуты по длине для проклеивания всех внешних швов лодки. Сначала фанеру промазываем по 10 см с каждой стороны от шва и укладываем сверху полосу стеклоткани. С помощью пластиковой карты разравниваем стеклоткань, предотвращая образование пузырей и складок.
14. Пропитываем компаундом уложенные полосы стеклоткани, избегая образования подтеков и вздутия. После этого оставляем заготовку для просушки на одни сутки.
15. Спустя сутки переворачиваем будущую лодку и усиливаем с помощью стеклоткани все внутренние швы, включая стыки шпангоутов и бортов. После этого дополнительно выдерживаем в течение суток.
16. Оклеиваем всю внешнюю поверхность лодки стеклотканью. Для этого фиксируем её на корпусе с помощью канцелярских кнопок на корпусе таким образом, чтобы не было складок и заломов.
- Приподнимаем край стеклоткани с борта и временно укладываем на днище. После этого промазываем внешнюю часть борта эпоксидной смолой и аккуратно возвращаем стеклоткань на прежнее место. Далее, начиная от края, пластиковой карточкой выгоняем пузырьки, при этом убираем и складки. В результате ткань должна прилипнуть к борту.
- Сворачиваем к краю стеклоткань, укрывающую дно, и покрываем его смолой. Действовать нужно с особой осторожностью, чтобы стеклоткань не отклеилась от борта. После этого возвращаем стеклоткань на прежнее место и с помощью карточки выравниваем её, удаляя пузырьки и заломы.
- Повторяем те же действия с другого края.
- Аналогичным способом приклеиваем стеклоткань к заднему транцу.
- С помощью кисти наносим эпоксидную смолу на всю поверхность стеклоткани и разравниваем поверхность с помощью пластиковой карточки, удаляя воздушные пузыри.
Фото вышеописанного процесса отсутствуют из-за высокой трудоемкости процесса и нехватки рабочих рук.
Совет: Настоятельно рекомендуем работать в спецодежде и обуви, а также обязательно использовать перчатки, которые в дальнейшем не жалко будет выбросить. Если под стеклотканью остались пузыри, то необходимо проколоть материал в этом месте прогладить его пластиковой картой.
17. После затвердевания компаунда переворачиваем лодку и срезаем лишнюю стеклоткань и застывшую смолу с бортов ножом.
18. Наследующем этапе необходимо пропитать всю внутреннюю часть лодки эпоксидной смолой. Для этих целей лучше всего подходит жидкая смола DER 3531. Ею же заодно хорошо пропитываем все банки (сиденья) лодки, которые в дальнейшем будут устанавливаться внутри.
19. Для изготовления креплений для банок и сланей мы приобрели рейки 2х4 см длиной 300 см и рейки 10х0,5 см с закругленными краями длиной 220 см. Рейки 2х4 см используем непосредственно для изготовления крепления для вклейки банок, а также привального бруса. Из реек 10х0,5 см получатся слани для приклейки на днище.
- Тщательно отмеряем, нарезаем и подгоняем все детали.
- Крепления для банок прикручиваем к бортам таким образом, чтобы шуруп входил внутрь фанеры не более чем на 2 мм. Важно не пробить борта насквозь при выполнении этой операции.
- У реек для привального борта выполняем пропилы через каждые 10–15см, чтобы в дальнейшем их можно было согнуть и зафиксировать на месте.
- В привальных бортах изначально нужно просверлить небольшие углубления под шляпку шурупов, чтобы при закручивании она была полностью утоплена в рейку. В дальнейшем это позволит замазать крепеж компаундом.
- После того как все детали будут зафиксированы на своих местах, приклеиваем их эпоксидной смолой. Для этого поочередно откручиваем шурупы у каждой из деталей, промазываем деталь и борт за ней эпоксидной смолой, после чего вновь закручиваем крепеж. В тех местах, где между бортом и деталью остаются достаточно широкие щели, для их замазывания используем смесь компаунда с аэросилом в соотношении 1:1 по объему.
- Привальный борт приклеиваем, откручивая сначала половину шурупов с одной стороны и промазывая борт и рейки на этом участке, а затем закручиваем шурупы обратно. После этого повторяем ту же процедуру с другой стороны привального бруса и приклеиваем его полностью.
- Аналогичным образом поступаем с привальным брусом на противоположном борту.
- Слани приклеиваем с помощью смеси компаунда и аэросила. Для лучшей фиксации их необходимо прижать ко дну с помощью груза, например, канистр или бутылок с водой.
20. После затвердевания компаунда выкручиваем фиксирующие крепления для банок шурупы, но оставляем крепеж в привальных бортах. Далее необходимо полностью пропитать все крепления, слани, банки и привальные борта эпоксидной смолой.
21. Шпателем равномерно наносим шпаклевку на внутреннюю сторону лодки, пропуская места крепления банок. При необходимости полируем и шпаклюем внутреннюю часть повторно.
22. После того как шпаклевка застынет, нужно вклеить банки на свои места. Для этого используем тот же состав (компаунд + аэросил), что и при формировании галтелей.
23. Покрываем эпоксидной шпаклевкой швы и банки до образования ровной однородной поверхности.
24. После высыхания шпаклевки переворачиваем лодку и полностью шпаклюем дно. Для получения ровной поверхности необходимо отшлифовать первый слой после высыхания, нанести второй и снова отшлифовать под покраску.
25. Осталось только окрасить лодку и дождаться пока она просохнет.